Фрагмент для ознакомления
2
одного года суд не был наделен правом делить среднегодовое значение на количество месяцев в году, определяя тем самым усредненный показатель в месяц, так как такой механизм определения уровня инфляции не соответствовал понятию инфляции в целом. Иными словами, при рассмотрении требований об индексации сумм, присужденных в счет возмещения вреда жизни и здоровью, законодательство предписывало применять коэффициент инфляции единожды в год (см. подробнее Апелляционное определение Омского областного суда от 7 мая 2013 г. по делу N 33-2597, 2598/2013).
С 1 января 2012 г. индексация присужденных сумм в счет возмещения вреда жизни и здоровью осуществляется в соответствии с поквартальным изменением прожиточного минимума в соответствующем субъекте. Однако указанное положение не имеет обратной силы, следовательно, взыскание задолженности по индексации присужденных сумм за период до 1 января 2012 г. должно производиться судом в соответствии с ранее действовавшим законодательством .
Пример: вступившим в законную силу решением суда от 18 августа 2011 г. на ООО «Бэрдьигэс» возложена обязанность производить в пользу Б. ежемесячные выплаты в возмещение вреда по случаю потери кормильца на содержание несовершеннолетних детей начиная с 3 сентября 2009 г. до их совершеннолетия с последующей индексацией при повышении стоимости жизни. В августе 2015 г. Б. обратилась в суд, требуя взыскать с ООО «Бэрдьигэс» задолженность по индексации присужденных сумм, изменить порядок исполнения решения суда. Вынося определение об индексации присужденных денежных сумм, суд исходил из расчета, представленного истцом, в соответствии с которым задолженность по индексации с 2009 г. по 2011 г. рассчитана в соответствии с изменением уровня инфляции, с 1 января 2012 г. по август 2015 г. - в соответствии с поквартальным изменением размера прожиточного минимума на несовершеннолетнего ребенка по г. Якутску на основании изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ в ст. 1091 ГК РФ. Кроме того, судом была определена ежемесячная сумма взыскания на содержание двух несовершеннолетних детей на будущее время.
Таким образом, прожиточный минимум в системе действующего нормативного правового регулирования предназначен для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования такого показателя, как минимальный размер оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета, других установленных федеральным законом целей.
Глава 2. Потребительская корзина как инструмент социальной политики
2.1. Понятие и назначение потребительской корзины как инструмента социальной политики
Под потребительской корзиной понимается совокупность минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимость минимального набора продуктов питания, а также определяемая в соотношении с ним стоимость непродовольственных товаров и услуг, образующих потребительскую корзину, позволяют определить прожиточный минимум, в который включаются также обязательные для граждан Российской Федерации платежи и сборы.
Следует отметить, что состав потребительской корзины (необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания) стал предметом обращения в Конституционный Суд РФ в связи с тем, что в совокупности с положениями ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» он не гарантирует должный уровень обеспечения гражданина необходимыми лекарствами.
В жалобе оспаривалась конституционность положения ст. 1 Закона о потребительской корзине, определяющего понятие потребительской корзины (заявители полагали, что понятие потребительской корзины в качестве самостоятельного компонента должно содержать также и лекарства); положения ст. 1 ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», устанавливавшего объем потребления лекарств вместе с предметами первой необходимости и санитарии в процентном соотношении (10%) от общей величины расходов на непродовольственные товары (как полагают заявители, указанный объем потребления лекарств является заниженным).
К сожалению, заявители выбрали неверный способ защиты своих прав, т.к. проверка вышеуказанных норм с точки зрения их соответствия Конституции РФ практически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что по смыслу Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ, является прерогативой законодателя, поэтому в принятии жалобы к рассмотрению было отказано .
Стоимостная оценка потребительской корзины входит составной частью в прожиточный минимум, второй частью которого выступают обязательные платежи и сборы. При этом, согласно пп. 10 - 13 Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56, расходы по обязательным платежам и сборам определяются только для трудоспособного населения, основой для их исчисления является стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения (в расчете на 1 месяц). В составе расходов по обязательным платежам и сборам учитывается величина налога на доходы физических лиц. Иные обязательные платежи и сборы в указанных расходах не учитываются.
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения .
При этом, если в субъекте Российской Федерации законодательным (представительным) органом субъекта РФ не принят соответствующий акт, устанавливающий потребительскую корзину, это не является основанием признания законности подзаконного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающего иной порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума, по сравнению с порядком, установленным федеральным законодательством, поскольку оно может ущемлять экономические права и интересы лиц, в частности тех, пособие которых определяется величиной прожиточного минимума на душу населения .
Комментируемым Законом не был установлен обязательный срок для субъектов Российской Федерации по разработке и принятию закона о потребительской корзине субъекта РФ, поэтому в различных регионах данные законы были приняты в разные сроки, правомерность подобных действий органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации была подтверждена Верховным Судом РФ .
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54 в были утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации .
В целях обеспечения соответствия региональных потребительских корзин требованиям федеральных нормативных актов было принято Постановление Минтруда РФ от 15 августа 2000 г. N 58 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации».
Проекты потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, определенные с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, подлежат соответствующей экспертизе.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации должна соответствовать:
- общим принципам и порядку формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации;
- примерным минимальным наборам продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, сформированным на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Собрании законодательства РФ.2014, N 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. N 43. Ст. 4904
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ.1996. N 5. Ст. 410,
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.1994, N 32, ст. 3301
5.Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ.2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950
6.Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» // Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 5
7.Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 N 54 (ред. от 19.08.2014) «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2013, N 5, ст. 395.
Монографии, учебная литература и статьи в периодических изданиях
8.Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности: в контексте решений Конституционного Суда РФ. М.: Викор-Медиа, 2006. С. 191.
9.Бикалова Н.А. Особенности современной социальной политики // Традиционная инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. М., 2016. С. 109 - 111.
10.Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2016. N 5. С. 699 - 702.
11.Журавлев В.И. Конституционная политика в формировании социального государства: концепция и исторический опыт // Юридическая наука. 2014. N 2. С. 43 - 51.
12.Зуева М.В., Климович А.В., Корнеева О.В., Мережкина М.С., Томтосов А.А. Комментарий к главе 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
13.Кохова И.В. Региональная дифференциация уровня жизни населения России: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. С. 123.
14.Ким Ю.В. Достойная жизнь как категория конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 6 - 8.
15.Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 1991.
16.Кокшарова Т. С. Потребительская корзина и прожиточный минимум в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 444-448
17.Рябова К.М. Основные направления социальной политики в современной России // Человек, общество и государство в современном мире. М., 2016. С. 194 - 196.
18.Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3 - 6.
19.Ходусов А.А. Некоторые вопросы государственно-правового обеспечения социальной политики // Современное право. 2017. N 4. С. 31 - 36.
Судебная практика
20.Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 января 2016 г. по делу N 33-76/16(33-5148/15 // СПС Консультант плюс
21.Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2002 г. N 94-Г02-7 // СПС Консультант плюс
22.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2001 г. N 53-Г01-15 // СПС Консультант плюс
23.Решение Хабаровского краевого суда от 27 мая 2004 г. N 3-147/04 // СПС Консультант плюс.
Электронные ресурсы
24.Федеральная служба государственной статистики Социально-экономическое положение России - 2017 г. [Электронный ресурс]. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_01/Main.htm
25.Социально-экономическое положение России 2017 год [Электронный ресурс]. // http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/social/osn-12-2017.pdf
26.В Госдуму внесли законопроект о потребительской корзине [Электронный ресурс]. // https://ria.ru/society/20180131/1513702562.html
27.Оставят без куска хлеба: россиянам пересчитают прожиточный минимум [Электронный ресурс]. // https://www.gazeta.ru/business/2018/01/10/11608472.shtml